Как ослепить аэропорт города миллионника

Радиолокационный комплекс ТРЛК «УТЕС-Т» предназначен для управления воздушным движением самолетов на трассах гражданской и военной авиации. Комплекс отслеживает маршруты летательных аппаратов в радиусе 360 км и высоты до 20 км. Аппаратура комплекса – это совокупность точных чувствительных датчиков, для работы которых необходима качественная электрическая энергия. Ее обеспечивает источник бесперебойного питания Eaton 9390-60 (ИБП). Аккумуляторная батарея в ИБП – это обязательная составляющая, от неё ИБП работает при пропадании внешнего питания.

Что произошло?

К нам обратилась фирма, эксплуатирующая данный радиолокационный комплекс, для проведения экспертизы аккумуляторов и выявления причин выхода их из строя.

Оказалось что для замены отработавших свой ресурс аккумуляторов ИБП фирма приобрела по конкурсу 40 свинцово-кислотных аккумуляторов KIJO JM12-50. Аккумуляторы были приняты, проверены и установлены в шкаф к ИБП.

А уже спустя 17 дней произошло воспламенение одного из аккумуляторов батареи. После срабатывания пожарной сигнализации, сотрудникам удалось потушить возгорание аккумуляторов и не допустить выхода из строя всего ИБП и отключения радиолокационного комплекса. Для обеспечения бесперебойной работы было решено временно использовать старые батареи, благо их еще не успели отправить на утилизацию.

К чему могла привести авария

Авария на таком объекте могла привести к:

  • угрозе жизни людей, находящихся в полете;
  • угрозе жизни персонала, обслуживающего ТРЛК «УТЕС-Т»;
  • потере дорогостоящего оборудования ТРЛК «УТЕС-Т»;
  • перестройке маршрутов полетов;
  • «слепоте» аэропорта и прекращение его работы;
  • громадных финансовых потерь по простою аэропорта.

Причина возгорания - дефект аккумулятора

В результате экспертизы определось что:

Причина воспламенения аккумуляторной батареи – дефект одного из аккумуляторов батареи: короткое замыкание пластин из-за их нагрева и разрушения сепаратора при заряде. При проверке аналогичный дефект обнаружен у еще одного аккумулятора.

Но что важнее, при проверке мы выявили следующие моменты:

  1. Поставленные АКБ не соответствуют техническому заданию. Срок службы аккумуляторов меньше требуемого, внутреннее сопротивление больше требуемого, отсутствует информация о циклической надежности.
  2. Заказчику предоставлена поддельная декларация соответствия и документы для торгов. В декларации соответствия заявлен ГОСТ в описательной части которого прямо написано, что он не распространяется на данный тип аккумуляторов. Декларация ссылается на некий протокол испытаний, как и кто проводил испытания не совсем понятно.
  3. Поставщик не имеет опыта работы с АКБ. 79 видов деятельности, основной из которых мебельная продукция, до этого поставка продуктов питания. В штате нет специалистов по аккумуляторным батареям.
  4. У специалистов заказчика отсутствует оборудование для проведения качественного входного контроля. Проверка АКБ производилась тестером «SKAT-T-AUTO». Производитель данного прибора заявляет: «автоматический тестер емкости «SKAT-T-AUTO» не является средством измерения и не предназначен для определения степени заряженности АКБ. Тестер емкости «SKAT-T-AUTO» не включен в «Реестр средств измерений»… Тестер производит вычисления емкости аккумулятора, которые являются приблизительными».

Закономерный результат

По итогам проверки Поставщику было предложено заменить продукцию на исправную соответствующую техническому заданию. На что был получен ответ, краткое содержания которого можно разделить на четыре части:

  • Согласие заменить сгоревший аккумулятор.
  • Рассуждения на счёт того, что суд будет длительным и не факт что в пользу истца.
  • Совет по качеству продукции обратиться с заводу производителю (завод находится в Китае).
  • Совет подать в суд на компанию выдавшую декларацию соответствия и проводившую испытания.

Поставщик совершенно забыл про то, что по условиям контракта обязался поставить исправную качественную продукцию в соответствии с техническим заданием Заказчика. И что Поставщик, а не какие-либо третьи стороны несет полную ответственность за исполнение условий контракта.